Немного поговорим о система контекстной рекламы, распространенных в Рунете. Мы более подробно рассмотрим популярные системы и бегло - несколько нестандарных, но не менее интересных вариантов.
Наиболее популярным в Рунете является
Яндекс Директ - система контекстной рекламы, интегрированная с поиском Яндекса. Директ появился в 2001 году и позволял рекламодателям самостоятельно размещать объявления. В течение длительного времени контекстная реклама Яндекса ограничивалась рекламой в поиске. Сегодня Директ занимает наиболее крупный сектор в Рунете. Большинство его пользователей привлекает популярность поиска и сервисов Яндекса (к примеру, в июле 2009 года средняя недельная аудитория поиска составила 12 396 000 человек).
В целом, интерфейс Яндекса отличается некоторой нагроможденностью. Весной 2009 года был запущен "легкий интерфейс" Директа, который позволяет начинающим пользователям ориентироваться на простое управление кампаниями и быстрое создание объявлений. Однако даже этот интерфейс выглядит нагроможденным, некоторые элементы интерфейса не до конца понятны, финансовый раздел интерфейса заставляет задуматься даже специалистов. Интерфейс, ориентированный на рекламные агентства и продвинутых пользователей также не отличается простотой. Многие полезные функции до сих пор отсутствуют. Тем самым, интерфейс Яндекса является весьма консервативным. Хотя в последнее время добавлена автоматическая проверка орфографии текстов, ключевые слова добавляются в автомаическом режиме по результатам анализа контента сайта.
Что касается более глубоких особенностей, отметим следующие:
- качественная модерация объявлений. После создания объявления, оно отправляется на модерацию. Модерация осуществляется в автоматическом и ручном режимах. Например, добавление минус-слов в кампании происходит в автоматическом режиме, а изменение текста или целевой страницы - в ручном.
- жесткие условия размещения. Не допускаются объявления, противоречащие российскому законодательству, содержащие оскорбления, рекламирующие нелегальные товары, тематику для взрослых. Это ставит Яндекс на очень высокую планку в плане качества объявлений.
- поддержка пользователей. В отличие от Гугл Эдвордс, поддержка работает весьма оперативно и в большинстве случаев способна реально помочь.
- интеграция с Яндекс Метрикой - инструментом оценки эффективности рекламных кампаний.
В 2002 году в Рунете появился
Бегун. Эта система контекстной рекламы сразу была ориентирована на западный опыт. Изначально оплата шла по модели CPC - за клик по объявлению (на Директе первое время осуществлялась оплата за показы). Бегун быстро с нуля собрал собственную рекламную сеть, в то время, как Яндекс сделал это только в 2005 году.
Сегодня Бегун явно приближается к периферии рекламного рынка. Связано это с несколькими причинами:
- потерял позиции поиск Рамблера, с которым интегрирован Бегун.
- несмотря на наличие инструментария контекстной рекламы, медийно-контекстного баннера и "контекстного звонка", в целом сервис не соответствует современным тенденциям и требованиям к системам контекстной рекламы.
- рекламная сеть Бегуна сформирована большим числом сайтов с некачественной аудиторией, сайтов одного дня.
- Бегун не предоставляет современных инструментов для определения эффективности рекламных кампаний, что наиболее важно в период кризиса.
В 2009 году Бегун внедрил новый интерфейс, более дружественный пользователям.
Гугл ЭдВордс - система контекстной рекламы, пришедшая в Россию вместе с поиском Гугла. Популярность ЭдВордс не так высока, как у Директа. Хотя бы по причине национального феномена популярности Яндекса. Однако для рекламных агентств и продвинутых рекламодателей именно этот сервис является наиболее удобным. Вы получаете возможность контролировать все настройки кампании, самостоятельно определять стратегию размещения, места показа, детально оценивать эффективность. Гугл более демократично подходит к рекламной политике.
Что еще можно отметить в качестве преимуществ ЭдВордс?
- возможность гибкого выбора площадоки для размещения рекламы: поиск Google, контентная сеть, конкретные сайты.
- различные форматы объявлений: текстовый и графический формат.
- в целом ряде случаев реальная стоимость размещения в AdWords ниже, чем в Директе. При этом в тематиках типа "Интернет", аудитория давно преобладает именно в Гугле. Поэтому его система контекстной рекламы будет более эффективной.
- к конкурентным преимуществам контекстной рекламы на Google относят интеграцию с Google Analytics.
Летом 2009 года началось использование нового продвинутого интерфейса ЭдВордс. Теперь его отличает большая скорость, наличие многочисленных графиков, дополнительные данные в статистике. И что немаловажно, информация о конверсии.
Сегодня интерес представляют два нестандартных сервиса контекстной рекламы: реклама на vkontakte.ru и контекстная видеореклама b2bvideo.ru. Это два продвинутых инструмента, которые делают контекстную рекламу еще более органичной, ненавязчивой и эффективной.